Проекты

«Русский Декамерон»

Сентябрь 24, 2010 | Category: Проекты | Метки: , , , , , , , , , |

Концертную программу «Русский Декамерон» московский ансамбль «Солисты Барокко» посвятил 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина.

Идеей концерта послужили три, на первый взгляд, далеких друг от друга события и обстоятельства: пушкинский юбилей, гений места, витающий вокруг усадьбы Дубровицы, мистическим образом перекликающийся с итальянской культурой, и стремление русской души в определенные периоды своей жизни к уединению и затворничеству, являющимся началом преображения духовного. Как всегда инструментом познания метафизики такого сближения послужило искусство и особенно музыка.

К разнообразным талантам Пушкина надо отнести и талант рисовальщика. Огромна галерея его автопортретов. Но что поражает: обилие автопортретов–масок. Пушкин–Вольтер, Пушкин–Данте, Пушкин-женщина, Пушкин–Бокаччо. В данном случае, маска – характеристика, один из многочисленных образов поэта. Пушкина волновал «Декамерон» с его идеей отстраненности от мира и одновременно игрой воображения. Тут уместно вспомнить судьбу Малого двора Павла I, Болдино самого Пушкина, и, наконец, графа Дмитриева-Мамонова в Дубровицах. Есть легенда, что в сцене Распятия, изображенного в Знаменской церкви, в облике «хорошего» разбойника запечатлен хозяин усадьбы, граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов. Историки литературы утверждают, что в образе Дубровского дан литературный портрет графа, дубровицкого затворника и фактически декабриста, а название одноименной повести Пушкина рифмуется с названием места.
Бывал ли Поэт в Дубровицах? Пушкинисты уверяют, что нет. Но, примеряя на себя маску Бокаччо, Пушкин рисует рядом и портрет Аграфены Закревской, своей возлюбленной, проживавшей в соседней усадьбе Ивановское, сохранившей, как и Дубровицы, в своем облике черты палладианского стиля архитектуры. Да и детство Пушкина прошло неподалеку – в селе Захарове.

С Бокаччо, гением Возрождения, русского поэта многое роднит. Интересна точка зрения поэта на самого себя. Под своим автопортретом Пушкин пишет: «Бокаччин характер — мужчины и святого мужа. Это я – рок Пушкина».

Дух итальянского Возрождения витает вокруг Дубровиц. Это и русское палладианство, архитектурный стиль, прочно проросший в русскую культуру. Совсем недавно удалось установить, что в селе Подмоклове, что неподалеку от Дубровиц, в 1714 году была так же построена церковь «итальянской архитектуры». Село принадлежало князю Долгорукову, который будучи послом Петра Великого в Венеции, перевел на русский язык трактат Андреа Палладио, а вернувшись, построил церковь Рождества Богородицы, окруженную аркой-ротондой. Академик Д.С. Лихачев обосновал мысль о ренессансной роли русского барокко в истории России. А сопоставляя жанры отечественного искусства рубежа XVIII-XIX века можно сделать вывод, что весь этот исторический период был вдохновлен искусством итальянского Возрождения.

Музыкальная программа концерта объединяет произведения композиторов XVIII века, как известных, так и открытых нами буквально вчера. Наш ансамбль приготовил сюрпризы–премьеры. Маски Пушкина и Бокаччо примерят Бах, Вивальди, Алябьев, Глинка, Теппер де Фергюзон, Бортнянский. Метафора «Декамерона» раскрыта.

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера