Проекты

«Виртуозы кабинета Её Императорского Величества»

Сентябрь 24, 2010 | Category: Проекты | Метки: , , , , , , , |

Виртуозами кабинета Её Императорского Величества, по меткому выражению современника, называли себя музыканты и композиторы, приехавшие работать в Россию в «век Екатерины». Они прекрасно проявили себя в Европе, и были приглашены ко Двору, чтобы в течение нескольких десятилетий поставить культурную жизнь России в один ряд с ведущими странами Европы. Среди них были австрийцы, немцы, французы, но самый большой корпус этих виртуозов составляли итальянцы. «Генералами» музыкальных празднеств и оперных постановок стали Галуппи, Паизиелло, Сарти, Манфредини, Чимароза, ученики Вивальди – Мадонис, Далольо, Вероккаи.

В программе, которая прозвучит сегодня, будут представлены образцы инструментальных сонат, а также арии из опер и церковных произведений трёх «российских» итальянцев: Сарти, Паизиелло и Галуппи, в разное время работавших капельмейстерами Российского Императорского Двора. При выборе капельмейстеров Екатерина часто пользовалась советами полномочного министра Неополитанского королевства в Санкт-Петербурге герцога Серра-Каприолы. Герцог, большой любитель неаполитанской оперной школы и её главы Алессандро Скарлатти, постоянно поставлял неаполитанских певцов в Россию. Неаполитанская оперная школа оказала большое влияние на творчество итальянцев, работавших в России. Паизиелло, Сарти, Чимароза обогатили жанр опера-сериа («серьёзная опера») новыми достижениями. Одним из самых популярных либреттистов в России был Пьетро Метастазио – также представитель неаполитанской школы. В концерте прозвучит итальянская канцона русского композитора Козловского на его текст.

Дмитрий Степанович Бортнянский, чьи оперы с успехом шли на сценах Италии, почётный член Болонской музыкальной академии и ученик Галуппи, будет представлен одночастной сонатой, написанной для будущей императрицы Марии Федоровны.
Композиторы XVIII века – это путешествующие композиторы. Постановки их опер осуществлялись на сценах различных европейских музыкальных центров: Рима, Венеции, Неаполя, Копенгагена, Гамбурга, Петербурга. Нам представляется интересным включить в программу двух неизвестных итальянских авторов-путешественников. К сожалению, их пути так и затерялись на просторах Европы. Вполне возможно в их помыслы входило и посещение России. Как знать. Тем более что образный склад музыки этих авторов даёт простор для фантазии.

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера