Проекты

Ж.Ж.Руссо – «Деревенский колдун»

Сентябрь 14, 2010 | Category: Галерея,Проекты | Метки: , , , , , |


«Солисты барокко» на «Шереметевских сезонах»

Наиболее значительно и известное музыкальное сочинение Руссо — опера «Деревенский колдун» (фр. Le Devin du Village), написанная под влиянием итальянской оперной школы на собственное французское либретто. Первое представление оперы состоялось 10 октября 1752 года в Фонтенбло в присутствии короля. Интересно, что либретто оперы Руссо, вольно переведённое на немецкий язык, легло в основу оперы В. А. Моцарта «Бастьен и Бастьенна».

На «Шереметевских сезонах в Останкине» 14 августа 2009 года представили оперу из репертуара знаменитого графского театра, в главной партии которой в свое время блистала сама Прасковья Жемчугова. Известно, правда, что опера ставилась и шла не на останкинской сцене, а во дворце в Кускове. Впрочем, для организаторов фестиваля главное – возрождение традиций шереметевского театра.

Как следует из названия «Солисты барокко», в репертуаре коллектива – музыка XVIII века. Она представлена не только известными, но и неожиданными именами. Например, ансамбль играет сочинения учеников Вивальди или учеников учеников Баха, которые жили и работали в России. На этот раз музыканты представили оперу Жан-Жака Руссо – известного философа, просветителя, которого современники знали еще и как композитора. Особенно популярна была его опера «Деревенский колдун», премьера которой состоялась в 1752 году в Фонтенбло.

«Опера пользовалась успехом в Европе. Сохранились свидетельства Карамзина, что он слышал ее в Париже, в Лионе. В записках оставил, что был поражен этой музыкой», – замечает руководитель ансамбля Андрей Спиридонов.

«Солисты барокко» убеждены, что «Деревенский колдун» Руссо относится к числу лучших образцов французской музыки XVIII века, а ученые музыковеды отмечают, что Руссо прокладывал в музыкальном искусстве дорогу романтизму, утверждая, что в музыке главное не идеи, а эмоции.

«Он обращается к народным источникам, а они более эмоциональны. С одной стороны, простая музыкальная фраза, но она быстрее берет за сердце слушателя», – добавляет Андрей Спиридонов.

Сюжет оперы незатейлив: после размолвки с возлюбленным девушка обращается за помощью к колдуну. В финале оперы, разумеется, играют свадьбу. Этот вечный сюжет до сих пор трогает сердца, особенно в оперном жанре.

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера