Проекты

«Русский Версаль»

Сентябрь 24, 2010 | Category: Проекты | Метки: , , , , , , , |

К концу 18 столетия «Золотой век» Версаля с его цветущим искусством при дворе Людовика XIV отошел в прошлое. Казалось, это время ушло навсегда. Однако, то что увидела в России французская художница Мари Луиз-Элизабет Виже-Лебрен заставило ее вспомнить времена «Короля-Солнце» и назвать увиденное «Русским Версалем». Все это она описала в своей книге воспоминаний, также оставив полотна с портретами носительниц подлинного «духа французского искусства» — княгинь Натальи Куракиной и Екатерины Долгорукой, двух удивительно красивых и талантливых женщин, блиставших в обществе и при императорском дворе.
Любительские спектакли, сочинительство стихов, песен, романсов, музицирование, постановка французских опер, театрализованные праздники, жанр «живых картин», увлечение французской литературой и обустраивание усадеб «во французском вкусе» — все это создало то культурное пространство, о котором мы сегодня можем говорить как о Русском Версале.
Необычайная интенсивность событий истории 1700 – 1800-годов: а это и многочисленные войны, дворцовые перевороты в России и Революция во Франции, не смогли разрушить единое культурное пространство, не смогли помешать сближению и взаимному интересу двух народов и культур. Французская музыка и литература звучала в салонах Москвы и Петербурга, французские архитекторы принесли в Россию Французский классицизм — господствующий стиль того времени, а французский язык – стал фактически родным языком для нескольких поколений русских дворян: языком общения, литературы и европейского просвещения.

Творческое наследие «эпохи музыкальных салонов» велико. Это оперы и фрагменты спектаклей Буальдьё, Далейрака, Гретри, Монсиньи, романсы Ж.Ж. Руссо, Теппер де Фергюсона (музыкального наставника лицеистов и в том числе А.С. Пушкина), французские романсы Козловского, Бортнянского, Антонолини, Куракиной, поэтические переводы с французского Дмитриева, Карамзина, Капниста, Голицына.
Многие из жанров, популярных в салоне, стали знаковыми для своего времени. Например, жанр Французского романса – стал условным языком Любви, что одинаково справедливо как в значении текста, так и музыки: сама мелодия известного французского романса, в устах влюбленного, несла послание Любви.
Приятным сюрпризом, мы надеемся, станет фрагмент сонаты для арфы и скрипки Жан-Батиста Кардона, знаменитого французский арфиста, композитора и педагога. До 1785 он работал при французском королевском дворе в Версале, а с 1785 года и до дня своей смерти прожил в России: в Санкт-Петербурге и Москве. Его лучшими ученицами стали Прасковья Жемчугова, великая княгиня Елизавета Алексеевна, княгиня Куракина и дочь Павла I, Елена Павловна, которой и посвящена эта соната.

Ансамбль «Солисты Барокко» на протяжении нескольких лет собирал произведения и материалы, имеющие отношение к французским авторам, работавшим в России, писавшим о России, либо имевшим у русской публики большой успех. Нам представляется интересным и важным осуществить современную реконструкцию культурного пространства того времени: воскресить атмосферу светского салона и исполнить незаслуженно забытую русскую и французскую музыку.

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера