Проекты

«Марчелло vs Вивальди»

Сентябрь 24, 2010 | Category: Проекты | Метки: , , , , |

История музыки знает много творческих соперничеств музыкантов, живших в различные эпохи. Одно из самых ярких и удивительных произошло в XVIII веке в Венеции, одном из самых музыкальных городов Европы. La Serenissima – «Безмятежная» — так называли её люди, которым довелось жить в Венеции или посетить её в эпоху барокко. Но на самом деле там бушевали нешуточные страсти.

Антонио Вивальди – один из символов Венеции был безгранично счастлив и пережил тяжелую драму в этом городе. Будучи монахом, он много работал в консерватории «Пиета», руководя оркестром, состоящим из девочек-сирот. Блистательный скрипач, он часто солировал с этим коллективом, вызывая восхищение публики. Но с не меньшим удовольствием Вивальди руководил оперным театром «Сант-Анджело», являясь его финансовым директором, режиссером и сочиняя для него оперы. Главные партии в них исполняла единственная любовь композитора – сопрано Анна Жиро. Композитор находился на пике творческого вдохновения и личного счастья, когда в 1720 году его настигает удар судьбы. В Венеции выходит анонимный памфлет «Модный театр». Сатира была направлена против условностей итальянской оперы и в частности постановок Вивальди. Памфлет был яркий, едкий, остроумный. Автор легко подметил все театральные приемы Вивальди. Публика открыто смеялась на спектаклях, узнавая тот или иной штамп. Для Вивальди это событие стало роковым. Вскоре выяснилось, что автором памфлета был Бенедетто Марчелло. Этот венецианец был полной противоположностью Вивальди. Талантливый композитор-любитель, работавший во всех известных в то время музыкальных жанрах, Бенедетто Марчелло происходил из влиятельного аристократического рода, был крупным государственным деятелем, юристом и писателем, обладавшим острым пером. Его брат Алессандро Марчелло, автор знаменитого концерта для гобоя, музыкального хита всех времен и народов, был известен современникам прежде всего как философ, математик и поэт. Братья, а также великий драматург Карло Гальдони, принадлежали к высшему кругу венецианской аристократии и выражали интересы католической церкви и нового класса буржуазии. «Рыжего Аббата» Вивальди они просто ненавидели и всячески надсмехались над ним. Их высказывания о Вивальди как о посредственном композиторе сыграли негативную роль в карьере последнего. Его театр постиг финансовый крах, и Вивальди стал подумывать об отъезде из Венеции. В 1728 году австрийский король Карл VI, почитатель таланта Вивальди, пригласил его ко двору. Но и тут Композитора ждал удар. Вскоре после прибытия Вивальди в Вену, Карл VI скоропостижно умирает. Вивальди ждёт нищета, болезнь и скорая смерть. До последнего вздоха рядом с ним была его любовь Анна Жиро.
В последние годы жизни Вивальди хотел уехать в Россию. Здоровье не позволило осуществить задуманное, но он завещал своим ученикам совершить путешествие в неведомую северную страну. Трое из них: Мадонис, Долольо, Вероккаи работали при российском императорском дворе, выполняя завещание своего учителя.

Программа концерта

Бенедетто Марчелло (1686–1739) – соната для виолончели и гитары
Антонио Лючио Вивальди (1678–1741) – концерт для скрипки, гобоя и струнных
Бенедетто Марчелло – три пьесы для клавесина
Антонио Лючио Вивальди – две трио-сонаты для двух скрипок и basso continuo
Антонио Лючио Вивальди – соната для виолончели, гитары и клавесина
Алессандро Марчелло (1669–1747) – концерт для гобоя и струнных

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера