Проекты

«Романовы. Музыкальная летопись Русского двора»

Сентябрь 27, 2010 | Category: Проекты | Метки: , , , , , , , , |

Программу концерта-новеллы составили произведения русских и европейских композиторов, работавших при русском императорском дворе и посвятивших свои произведения царской семье.

Ансамбль «Солисты Барокко» приглашает Вас принять участие в уникальном музыкальном проекте, связанном с историей и культурой России ХVIII и XIX веков. Историко-музыкальная программа «Музыкальная летопись Русского двора» – премьера нового концертного цикла, посвященного исследованию классической русской музыкальной культуры, которая не просто связана с историей семьи Романовых, а порой неотделима от конкретных личностей и судеб Русских государей.

Квартет с императором

Тема нашего концерта – музыка в жизни русской императорской семьи. Российские императоры – яркие политические фигуры своего времени, полководцы, реформаторы, были помимо всего прочего еще и ценителями искусств. Авторами театральных постановок (как Екатерина Великая и Павел Петрович), прекрасными музыкантами (как Александр Павлович и многие жены русских Великих князей), устроителями театров, академий, школ и просто меценатами – как и все просвещенные люди своего времени, однако, благодаря своему положению, обладающие для этого исключительными возможностями.

Политические задачи, стоявшие перед российским государством, требовали повышения престижа русского двора, а это было невозможно без соблюдений условностей и необходимых правил своего времени. Так из Европы в Россию были приглашены величайшие художники, архитекторы и музыканты своего времени, создавшие не только удивительные произведения искусства, но и воспитавшие своих русских учеников, которые в свою очередь стали необходимым основанием для формирования отечественного академического искусства.

Живя в современном мире довольно сложно представить себе средства коммуникации XVIII и XIX столетий. Но если присмотреться пристальней, обнаружится, что многое, представляющиеся сегодня невозможным, было естественным для людей прошлого. Сын канонира Тобольского полка (Фомин), вместе с учеником Киевской духовной академии (Березовский) не только закончили главную музыкальную академию Европы (Болонскую), но и были дружны с Величайшим гением музыки – В. А. Моцартом! Джузеппе Сарти – колесил вместе с Потемкиным по Малороссии, граф Н.П. Шереметев – играл на виолончели произведения И.С. Баха, а Великий князь Александр Павлович (будущий император Александр I), как исполнитель партии первой скрипки, вошел в состав первого русского струнного квартета.

Атмосфера культуры тех веков была невозможна без личного участия в ней первых лиц государства – императоров, великих князей и княгинь, ярких представителей двора. Они являлись той движущей силой, без которой невозможно создание и созидание Нового. Но главное отличие времен в том, что как таковая, Культура была неотделима от обыденной жизни во времени прошлом, времени, когда отправляясь в поход, полководец заезжал к императору поиграть на скрыпицах, а победы отмечались написанием оратории или оперы «на случай», чего, к сожалению, не скажешь о нынешних временах…

Программа концерта
Первое отделение – «Тайны Болонской музыкальной академии»
Е.И. Фомин (1761 — 1800) – увертюра к мелодраме «Орфей»
В.А. Моцарт (1756 — 1791) – квартет для гобоя и струнных в 3 частях.
Д.С. Бортнянский (1751 — 1825) – 4 французских романса, посвященных Вел. кн. Елизавете Алексеевне
Д.С. Бортнянский – трио-соната для гобоя и струнных в 3 частях, посвященная Великой княгине Марии Федоровне

Второе отделение – «Русский Парнас»
А.Ф. Тиц (1742 — 1810) – квартет для струнных в 3 частях, посвящение Великому кн. Александру Павловичу
Дж. Сарти (1729 — 1802) – 2 арии для сопрано из духовного концерта «Miserere»
Л. Мадонис (до 1700 — 1777) – соната для скрипки и B.C. в 3 частях, посвящение Импертрице Анне Иоанновне
Ф. Антонолини ( -?) – 3 романса Посвящение княгине Марии Шемякиной — фрейлине при дворе Павла Петровича и Гимн Императрице Марии Федоровне
Е.И. Фомин – 2 фрагмента из мелодрамы «Орфей»: «Выход Эвридики», «Пляска Фурий»

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера