Проекты

«Неоконченное путешествие или Северная одиссея капельмейстера Сарти»

Сентябрь 27, 2010 | Category: Проекты | Метки: , , , |

Летом 1784 года, отправляясь по приглашению императрицы Екатерины II в Санкт-Петебург, Джузеппе Сарти не предполагал, что последующие 18 лет его жизни будут неразрывно связаны с Российской империей. Сарти приезжает в Россию уже сложившимся мастером и работает здесь практически до конца жизни. Он основывает вместе с князем Потёмкиным Музыкальную Академию на юге России, создаёт русскую профессиональную композиторскую школу, пишет музыку для православного богослужения (она звучит в русских православных храмах и в наше время!), открывает современникам новый музыкальный жанр – “Русская ораторио” – сплав стилистики итальянского духовного концерта и русского хорового пения. В конце 1801 года, на 72 году жизни Сарти решает вернуться на Родину, но его возвращению не суждено осуществиться 28 июля 1802 года он умирает в Берлине.

Представляем вашему вниманию проект исполнения духовного концерта Джузеппе Сарти “Miserere”.

Концерт пройдёт в одно отделение. Главное произведение программы – духовный концерт Джузеппе Сарти “Miserere”. Чтобы более полно раскрыть тему культурного проникновения России и Италии, в концерте также прозвучит кантата “Ave Maria” Дмитрия Бортнянского — небольшое произведение выдающегося русского композитора, современника Джузеппе Сарти.

Оба композитора теснейшим образом связаны с культурой России и Италии. Сочинение Бортнянского – кантата «Ave Maria» для инструментального ансамбля и двух женских голосов написана в 1775 году в Неаполе, а «Miserere» Сарти — в 1785 году в России. В этих сочинениях чувствуется взаимное влияние двух культур, русские и итальянские песенные интонации.

Судьбы Сарти и Бортнянского переплелись друг с другом и представляют огромный интерес для музыкантов и историков. Оба — ученики выдающегося педагога падре Мартини, преподававшего в Болонской музыкальной академии и являвшегося также учителем Вольфганга Амадея Моцарта. Оба музыканта были крупными оперными композиторами. Постановки их опер осуществлялись и в Италии, и в России. Большое место в их творчестве уделялось и духовным сочинениям, два из которых будут исполнены в этом концерте.

Отзывы

"Это очень красивая и редко исполняемая музыка. "

«Мастерская» - baroquesolo.ru/?attachment_id=166

"Задекларированное первое исполнение в России, как утверждает программка, разумеется, не является таковым <...> Опус уже ставился в нашем отечестве в 1750 году в Петергофе."

«Все об опере» - operanews.ru/10062702.html

Музыка

1812 Александр Александрович Алябьев Алессандро Марчелло Алессандро Скарлатти Антон Фердинанд Тиц Антон Эберль Антонио Лючио Вивальди Бальдассаре Галуппи Бенедетто Марчелло Боккерини Василий Кириллович Тредиаковский Вольфганг Амадей Моцарт Георг Филипп Телеман Георг Фридрих Гендель Германия Даниэль Штейбельт Джованни Антонио Пандольфи Меалли Джованни Грегорио Котальдо Паизиелло Джузеппе Сарти Дмитрий Степанович Бортнянский Жан-Филипп Рамо Жан Батист Кардон Жан Жак Руссо Иоганн Вильгельм Гесслер Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау Иоганн Себастьян Бах Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт Италия Йозеф Мысливечек Камерный зал Московской филармонии Луиджи Мадонис Людвиг Вильгельм Теппер фон Фергюзон Манфредини Моцарт Осип Антонович Козловский Останкино Паизиелло Покровские ворота Пушкин Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти Теппер де Фергюзон Фердинанд Антонолини Франция Шереметевские сезоны опера